перемены в целях эффективности

На седьмой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь состоялись три совместных заседания Совета Республики и Палаты представителей, проведено шесть заседаний Совета Республики, одобрено 50 законопроектов. Они регулируют вопросы сферы здравоохранения, гражданского и процессуального судопроизводства, многие из них сохраняют социальную направленность. Брак и семья, социальные гарантии для населения, развитие и доступность медицины по-прежнему оставались в центре внимания. Также была дополнена сфера законодательства в здравоохранении. О том, какие приняты законодательные акты, и какое влияние они будут иметь на процесс охраны здоровья в республике наш разговор с главным врачом учреждения «Гомельский областной клинический кардиологический диспансер», Членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А.ЛОПАТИНОЙ.
– Анна Люциановна, вне сомнений, необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» – это веление времени. Рост подобных недугов представляет серьезную угрозу для общества. Расскажите, пожалуйста, в чем заключаются требования нового документа.
– Должна сказать, что впервые на законодательном уровне закрепляется порядок организации оказания медицинской помощи при социально опасных заболеваниях, ВИЧ, в том числе добровольного, обязательного, принудительного освидетельствования на наличие социально опасных заболеваний, ВИЧ. До настоящего времени в стране отсутствовал специальный законодательный акт, регулирующий подобные отношения. Сегодня же определены условия принудительной госпитализации и лечения пациентов, имеющих социально опасные заболевания, уклоняющихся от лечения, а также их права и обязанности. Законопроектом закрепляются профилактические мероприятия по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ. Это проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, обязательных медицинских осмотров на наличие социально опасных заболеваний, ВИЧ, создание анонимно-консультативных пунктов, организация телефонных линий по вопросам профилактики, диагностики и лечения социально опасных заболеваний, ВИЧ.
– Демографическая ситуация – также один из немаловажных моментов в жизни общества. Этой сфере тоже было уделено внимание на сессии?
– Новый для Беларуси комплексный документ – Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» – можно рассматривать как современный подход к решению проблем воспроизводства населения Беларуси и репродуктивного здоровья нации. В нашей стране методы вспомогательных репродуктивных технологий применяются уже 16 лет и продолжают активно развиваться. Вместе с тем ввиду отсутствия комплексного законодательного акта, регулирующего данные вопросы, при их применении возникает ряд правовых, медицинских и этических проблем. Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» разработан на основе современных тенденций развития таких технологий и соответствующего зарубежного опыта, который предусматривает принципиально новые подходы правового регулирования в данной сфере. Законом установлено, что вспомогательные репродуктивные технологии являются методом оказания медицинской помощи, то есть могут применяться лишь в отношении лиц, имеющих проблемы с репродуктивным здоровьем. Определены следующие виды вспомогательных репродуктивных технологий: экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, и искусственная инсеминация. В целях предотвращения угрозы жизни и здоровью женщины и ребенка Закон не позволяет применять экстракорпоральное оплодотворение и искусственную инсеминацию в отношении пациенток, достигших 50 лет. Поскольку многоплодная беременность часто становится причиной преждевременных родов, малой массы новорожденного и врожденных неврологических расстройств, предусмотрено ограничение количества эмбрионов, переносимых пациентке при применении вспомогательных репродуктивных технологий, — не более трех эмбрионов. С целью практического исключения в будущем вероятности близкородственных браков между лицами, при зачатии которых использовались половые клетки одного и того же донора, вводятся ограничения на использование половых клеток одного донора не более чем в 20 попыток оплодотворения. При этом на Министерство здравоохранения возлагается обязанность организации ведения единого регистра доноров половых клеток. Предусмотрены ограничения на использование половых клеток и эмбрионов в научных исследованиях, в том числе запрещается выращивание эмбрионов в научно-исследовательских целях.
– Прогресс шагнул далеко вперед. И не секрет, что многие родители желают, чтобы новые технологии были подспорьем и в выборе пола будущего малыша. Это возможно?
– Впервые на законодательном уровне установлен запрет на выбор пола будущего ребенка при применении вспомогательных репродуктивных технологий, так как необоснованный медицинскими показаниями выбор пола ребенка ведет к нарушению естественного соотношения полов и отрицательным биологическим, демографическим и социальным последствиям.
– А что можно сказать о таком явлении, как суррогатное материнство?
– В Законе этому вопросу уделено особое внимание. В связи с тем, что нередки случаи, когда женщина не может предоставить полноценную яйцеклетку, проект Закона наделяет правом заключения договора суррогатного материнства не только генетическую мать, но и женщину, воспользовавшуюся донорской яйцеклеткой. Впервые установлены требования, предъявляемые к суррогатным матерям, их права и обязанности. Содержащееся в законопроекте обязательное условие о наличии у суррогатной матери хотя бы одного ребенка соответствует международной практике и необходимо для того, чтобы женщине было на кого перенести материнские чувства после расставания с новорожденным. Кроме того, данный Закон позволяет применять вспомогательные репродуктивные технологии не только в отношении супружеских пар, но и в отношении женщин, не состоящих в браке. Определяющим фактором при этом является расстройство репродуктивного здоровья женщины, а не ее социальный статус.
– Рассмотрен еще один закон — «Об оказании психиатрической помощи», которым признается утратившим силу Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Какие направления он содержит?
– Законом закрепляется, что психиатрическая помощь будет оказываться врачами-специалистами в области оказания психиатрической помощи и имеющими квалификацию врач-психиатр, врач-нарколог, врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, врач-сексолог, врач-психоневролог. Впервые на законодательном уровне закреплена презумпция отсутствия психического расстройства, согласно которой лицо считается не имеющим такого психического расстройства, пока его наличие не будет установлено в порядке и по основаниям, предусмотренным законом. Принудительное психиатрическое освидетельствование, в соответствии с Законом, проводится без согласия пациента или его законного представителя на основании заключения врача-специалиста или врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о необходимости проведения такого освидетельствования и с санкции прокурора. В качестве нового направления государственной политики в области оказания психиатрической помощи предусмотрено формирование позитивного общественного мнения в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, улучшение морально-психологического положения таких лиц в семье, коллективе, обществе. Новацией является и установление государственной гарантии по оказанию бесплатной психиатрической помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения.
– Сфера охраны здоровья включает и необходимость выполнения комплекса санитарных норм и правил. Что изменилось в данном направлении?
– Принятие нового Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вызвана необходимостью корректировки норм действующего в этой сфере Закона с учетом практики его применения. В частности, данный Закон предусматривает обязательное наличие акта санитарно-эпидемиологического обследования при приемке в эксплуатацию объектов, их отдельных очередей и технологических линий, а также при внедрении новых технологических процессов. Ответственным за дальнейшее использование или уничтожение снятых с реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов определен их владелец. Кроме того, урегулирована деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор по проведению санитарно-гигиенической экспертизы, государственной регистрации продукции, санитарно-эпидемиологического мониторинга, уточнены перечни продукции, подлежащей указанным процедурам. Законом уточнены также права главных государственных санитарных врачей, разграничены полномочия санитарно-эпидемиологических органов и учреждений по проведению государственного санитарного надзора, определена компетенция ведомственного контроля. Установлены права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предусмотрены условия и порядок защиты их нарушенных прав.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика