Белорусы и россияне займутся искуственным интеллектом вместе?

России и Беларуси по силе то, что могут лишь немногие в мире, – создать эксклюзивное в сфере IT. Нужны лишь благоприятные условия.

Российская компания “Технопарк “Дубна” при содействии своего белорусского партнера СП “Брекбилд” в Гомеле подготовила уникальный проект, претендующий на звание союзной программы. Уж какие только идеи ни финансировало Союзное государство, но до искусственного интеллекта (ИИ) руки еще не доходили.

Вакантных мест в союзном бюджете для программ не бывает, поскольку конкуренция среди научных институтов и министерств достаточно велика. Тем не менее предложения в союзные органы поступают постоянно и основываются, как правило, на последних мировых достижениях.

– Мы внимательно изучили мировые тенденции и пришли к выводу, что одним из наиболее динамичных направлений является внедрение искусственного разума в экономику и социальную сферу, – рассказал нам генеральный директор ООО “Технопарк “Дубна” Сергей Караткевич. – Именно советские ученые были застрельщиками в изучении искусственного интеллекта, основоположниками в этой части. Но в начале 1990-х все это пришло в упадок. Остались теоретические разработки. А вот практически готовых продуктов у нас нет, к сожалению. Внедрением занимался только Запад, и нынче наше предприятие вынуждено пока использовать иностранные системы.

Для большинства из нас искусственный интеллект – это нечто из области фантастики, и мы даже не подозреваем, что он уже внедряется повсеместно. Например, на Западе ИИ следит за космическими аппаратами НАСА, решает проблемы в телефонных сетях Ericsson, координирует производство компании Toyota, оптимизирует энергопотребление Dow Chemical, составляет графики движения по Панамскому каналу.

Тут же возникает мысль, что этот интеллект может взбунтоваться и устроить на производстве какую-нибудь катастрофу. Но это всего лишь домыслы голливудских режиссеров. Дело в том, что интеллектом эти системы можно назвать лишь условно – кстати, многие ученые вообще уверены, что настоящий ИИ до сих пор не создан. Сегодняшние машины искусственного разума построены на чисто математических принципах перебора заранее вложенных в них решений возникающей проблемы или нескольких проблем сразу.

При этом зачастую машина не устраняет проблему сама, а лишь предлагает решение оператору или менеджеру, сидящему за монитором. Это как если бы Кутузов управлял Бородинским сражением с ноутбуком в руках. Машина круглосуточно держит в уме все, что происходит, например, на огромном заводе, и мгновенно реагирует, если замечает какие-либо отклонения. Как правило, раньше для этого использовался труд десятков высокопрофессиональных операторов, которые постоянно снимали показания со счетчиков и докладывали по телефону в центральную диспетчерскую. Нередко “человеческий фактор” играл роковую роль, потому что “уследить за всем невозможно”. Но это поговорка верна для людей. Машина же не засыпает, не пьет чай, не выходит покурить. Тем не менее для пущей безопасности и она контролируется опытными сотрудниками.

Программы, разработанные на основе интеллектуальных платформ, приносят экономию, достигающую 30 процентов от существующих затрат. Используя западные платформы G2, “Технопарк “Дубна” может наладить системы управления метрополитеном, портом, аэропортом, логистикой и цепочками поставок, сложными производственными циклами, системы управления финансами и т. д. Среди заказчиков технопарка – ОАО “НИИАС”, филиал Московская железная дорога ОАО “РЖД”, Экспериментальный завод научного приборостроения РАН, Росжелнадзор, ОАО “Морион” и др. Очень тесно предприятие сотрудничает с российскими Министерством обороны и Министерством образования и науки. Например, сотрудники технопарка внедрили интересный проект в области образования в Тверской области, который впоследствии может быть растиражирован по другим субъектам Федерации. Для ОАО “РЖД” разработали систему мониторинга в инфраструктуре на скоростном участке Санкт-Петербург – Москва. Есть и другие удачи. То есть, как видно, основа под будущую союзную программу строится не на пустом месте.

– Обученных программистов нынче найти очень тяжело, даже в таком продвинутом городе, как Дубна: желающих много, но настоящих профессионалов мало, – пожаловался нам глава технопарка Сергей Караткевич. – Интересно, что множество специалистов нам удалось найти в Беларуси. Часть взяли по совместительству, часть – на постоянную работу. Конечно, в самом Минске все специалисты разобраны по иностранным компаниям, но вот в областных центрах еще есть самородки. Из союзных республик Беларусь обладала наибольшим научным и промышленным потенциалом. Как показывает практика, все республики могут обойтись друг без друга. Но все прекрасно понимают, что вместе наши силы удваиваются. Это подтверждает наше сотрудничество с гомельским предприятием “Брекбилд”. Например, при создании автоматизированной системы управления образованием Тверской области основная часть разработки программного обеспечения была за специалистами из Беларуси.

Совместные предложения научного сообщества двух наших стран являются основой для разработки комплексной союзной программы “Интеллектуальные инновационные технологии и системы” – сокращенно “ИНИТЕХ”. Программа состоит из 12 мероприятий для различных отраслей науки, образования, экономики. Внедрение программы позволит по отдельным позициям наверстать то, что отсутствует у нас и есть на Западе. Многие западные технологии поставляются нам для систем гражданского назначения, но для Минобороны и силовых структур никто их нам не даст. Госдепартамент США уже третье десятилетие подписывает запрет на это. Поэтому России есть над чем совместно потрудиться с Беларусью.

– Уже третий год мы занимаемся подготовкой программы для Союзного государства, даже участвовали в Третьем форуме союзных программ прошлой осенью, – продолжает Сергей Григорьевич. – Нынче мы где-то в середине этого этапа. Наша программа уже подписана в Федеральном агентстве по науке и инновациям. В Беларуси большинство ведомств поставили подписи. Самым тяжелым этапом будет согласование проекта в министерствах финансово-экономического блока.

В Китае и Индии есть обширнейшие IT-зоны, где заняты тысячи специалистов и где годовые обороты исчисляются уже миллиардами долларов, но они все в основном работают на американских технологиях. То есть в Юго-Восточной Азии своих революционных разработок почти нет. Серьезная наука, которая лежит в основе всего, – это не конвейер, а ювелирное штучное дело. В мире очень немногие способны сотворить что-то эксклюзивное в сфере IT. России и Беларуси с ее научным потенциалом это под силу – надо лишь создать благоприятные условия.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика